
Проверка и настройка ГРМ BMW M54
Двигатель автомобиля – сложное устройство, состоящее из большого количества отдельных подсистем. Все они работают со своей последовательностью, нарушение которой может иметь самый печальный результат. Поэтому, важно следить и периодически контролировать фазы работы газораспределительного механизма (ГРМ).
Функции ГРМ
Питание и отвод отработанных газов автомобиля происходят в определенной очередности. Время открытия одних клапанов и закрытия других определяется в зависимости от угла коленчатого вала, за эту связь отвечает ГРМ. Сообщение между звездами может организовываться при помощи:
-
Цепи (такое решение характерно для марки BMW, Scoda, Ford…);
-
Ремня (наиболее распространенный вариант, фактически 80% транспортных средств обладают ременной передачей);
-
Шестерёнок (чаще всего встречаются на мототехнике и ретро-авто).
Система синхронизации также часто используется для привода дополнительных агрегатов, трамблеров на старых карбюраторных BMW, к примеру. Авто с ременной передачей, нередко, используют её для обеспечения функционирования помпы. Это позволяет снизить габариты силовой установки.
Проверка меток и регулировка ГРМ
Для простоты настройки завод производитель предусмотрел наличие отливок на основных и вспомогательных парах вращения. Рассмотрим процесс доводки и контроля на примере двигателя BMW M54. Сразу следует заметить, что алгоритм будет практически одинаков для большинства моторов этой фирмы.
-
Изначально устанавливаем метку на шкиве коленвала напротив ответной полоски на корпусе. При этом первый и последний цилиндр станут в верхнюю мертвую точку. Это можно проконтролировать, посмотрев на кулачки распредвала первой поршневой группы, они будут располагаться под 45 градусов относительно корпуса, и смотреть вверх в центр;
-
Необходимо отыскать под стартером отверстие для фиксации маховика. Туда нужно вставить пруток, идеально подойдет сверло на 8;
-
Далее проверяем валы распределительного узла. Для этого используют специальные контрольные плашки, устанавливаемые в задней части. Можно воспользоваться ровной линейкой. Прислонив её к отливам на валах, оцениваем верность их положения. Шаблоны или линейка должны лежать строго параллельно плоскости головки блока цилиндров;
-
Снимаем механизм коррекции vanos и отпускаем по три гайки на шестернях выпускного и впускного распределителя. На первом также необходимо ослабить 3 болта;
-
Освобождаем межевальную цепь. Вдавливаем натяжитель и продеваем с тыльной стороны фиксатор;
-
Теперь можно снять остатки vanos и две звезды с межевальным приводом;
-
При помощи гаечного ключа на 24, проворачиваем распредвалы за их центральную шейку до момента, пока шаблоны не лягут всей плоскостью на ГБЦ или до установки отливов на них в параллель относительно блока;
-
Перед сборкой проверяем установку основной ведомой звезды. Штамп в виде треугольника должна указывать на плоскость головки. При необходимости перекидываем цепь на зуб вперед или назад. С этой целью ослабляем главный натяжитель и откручиваем шпильки на шестерне. После можно снять её с вала и передвинуть на необходимое число звеньев;
-
Проверяем метки на шкиве коленвала, ведомой звезде и производим сборку механизма.
Крайне важно контролировать правильность регулировки фаз распределения газов в двигателе. Незначительные нарушения могут привести к неравномерной работе, повышенной вибрации. Неправильно выставленные метки ГРМ всегда будут причиной повышенного расхода топлива, падения мощности и быстрого выхода из строя отдельных систем автомобиля.